Положение о наставничестве в БУ «Козловский КЦСОН» Минтруда Чувашии

Утверждено

Приказом директора БУ «Козловский КЦСОН»

Минтруда Чувашии от 30.05.2019г. №53

 

Положение о наставничестве

в БУ «Козловский КЦСОН» Минтруда Чувашии

 

  1. I. Общие положения

1.1.Настоящее положение об организации наставничества (далее — Положение), определяет функции и типы наставничества, цель, задачи и порядок реализации процесса наставничества в бюджетном учреждении Чувашской Республики «Козловский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее — центр).

1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

-наставничество – разновидность индивидуальной работы с работниками, не имеющими трудового стажа работы в учреждении или назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы;

-наставник – опытный работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами;

-наставляемый – работник, не имеющий навыков и умений выполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в отношении которого осуществляется наставничество.

 

  1. Цель наставничества

2.1.Целью наставничества является оказание поддержки и практической помощи работникам, принятым в Центр (переведенными на другую должность), в приобретении ими необходимых профессиональных навыков и опыта работы, успешной и быстрой адаптации к условиям и требованиям работы в учреждении.

III. Задачи наставничества

3.1.Основными задачами наставничества являются:

3.1.1.Оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, умений и навыков наставляемого, в отношении, которого осуществляется наставничество;

3.1.2.Оказание помощи в адаптации наставляемого к условиям осуществления трудовой деятельности в сфере социального обслуживания населения;

3.1.3.Содействие в выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам (кодексу этики социального работника);

3.1.4.Оказание моральной и психологической поддержки наставляемому в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей в сфере социального обслуживания населения;

3.1.5.Развитие способностей у наставляемого самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на него функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью;

3.1.6.Развитие интереса у наставляемого к поручаемому делу и профессиональному росту, сознательного и творческого отношения к выполнению должностных обязанностей.

 

  1. Организационные основы наставничества

4.1.Наставничество устанавливается:

- над лицами, впервые принятыми на работу в Центр с испытанием или без испытания, не имеющими навыков и умений выполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией по занимаемой должности;

- над работниками, переведенными на другую должность, если выполнение ими новых функциональных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и приобретения новых практических навыков.

4.2.Наставничество устанавливается продолжительностью от трех до шести месяцев в зависимости от уровня профессиональной подготовки наставляемого, его индивидуальных способностей к накоплению и обновлению профессионального опыта.

4.3.В качестве наставников привлекаются работники Центра, обладающие высоким уровнем профессиональной подготовки, имеющие стабильные показатели в работе, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении, пользующиеся авторитетом в коллективе и проработавшие в занимаемой должности не менее двух лет.

4.4.Планирование работы наставника по подготовке наставляемого к самостоятельной трудовой деятельности осуществляется на весь период организации наставничества для каждого работника.

4.5.Индивидуальный план работника составляется наставником совместно с руководителем структурного подразделения и утверждается директором Центра.

4.6.По окончании срока наставничества наставник даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.

4.7.Деятельность наставника оценивается по следующими критериям:

- результаты выполнения наставляемым должностных обязанностей;

- уровень профессиональных знаний, развития навыков и умений наставляемого;

- способность наставляемого самостоятельно исполнять должностные обязанности.

4.8.Работник за ненадлежащее выполнение обязанностей наставника может быть отстранен от наставничества, а так же привлечен в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.

 

  1. Обязанности и права наставника

5.1.Наставник обязан:

- знать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Чувашской Республики, локальных нормативных правовых актов учреждения, определяющих права и обязанности работников, вопросы внутреннего трудового распорядка;

- разрабатывать индивидуальный план обучения и воспитания работника с учетом уровня его подготовки;

- содействовать наставляемому в ознакомлении с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы учреждения;

- передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

- всесторонне изучать личностные, деловые и моральные качества наставляемого, его интересы и увлечения, образ жизни и поведение; позитивно влиять на их укрепление и развитие, формировать ответственное отношение к работе, а также внимательное отношение к коллегам по работе;

-личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

-оказывать методическую и практическую помощь наставляемому в приобретении навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности, осуществлять контроль его трудовой деятельности, своевременно выявлять допущенные ошибки и недостатки в работе и совместно с наставляемым принимать меры к их устранению;

-прививать наставляемому чувство профессиональной гордости, ответственное и добросовестное отношение к работе, уважение к корпоративным традициям;

-способствовать формированию у наставляемого высоких профессиональных и морально-психологических качеств;

-воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность, проявлять требовательность и принципиальность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики;

-осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей наставляемым, давать ему поручения по изучению необходимых нормативных правовых актов, проверять теоретические знания и их применение в практической деятельности;

-проверять правильность ведения наставляемым документации, давать консультации по вопросам выполнения должностных обязанностей;

-ежемесячно отчитываться по результатам наставнической работы, в том числе о ходе выполнения индивидуального плана обучения и воспитания работника.

5.2.Наставник имеет право:

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством;

-знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого, иными документами, характеризующими наставляемого;

-участвовать в подведении итогов прохождения испытания;

-требовать от наставляемого выполнения распоряжений и указаний, связанных с его трудовой деятельностью;

-вносить предложения директору Центра о поощрении наставляемого, наложении на него дисциплинарного взыскания, переводе на другую должность.

5.3.Наставник несет ответственность за своевременную и качественную подготовку наставляемого к самостоятельной работе.

 

  1. Обязанности и права наставляемого

6.1.Наставляемый обязан:

- изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности работника;

- выполнять в установленный срок индивидуальный план обучения и воспитания работника;

- соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, положения локальных нормативных актов учреждения, правила внутреннего трудового распорядка;

- внимательно и уважительно относиться к наставнику, коллегам, клиентам Центра;

- знать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в учреждении;

- выполнять распоряжения и указания, связанные с его трудовой деятельностью;

- овладевать практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки;

- обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

- ответственно относится к работе, не допускать ошибок в работе;

- развивать у себя положительные качества, участвовать в общественной жизни коллектива, развивать свой общекультурный и профессиональный кругозор.

6.2. Наставляемый имеет право:

- пользоваться имеющимися в учреждении нормативными правовыми актами, учебно-методической и иной документацией по вопросам трудовой деятельности;

- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с трудовой деятельностью;

- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к директору Центра о замене наставника.

 

VII. Руководство наставничеством

7.1. Организация  работы  наставников и контроль за их деятельностью возлагается на заведующего структурным подразделением.

7.2. Заведующий структурным подразделением обязан:

- создать необходимые условия для совместной работы наставника и наставляемого;

- осуществлять контроль за деятельностью наставника и наставляемого, вносить необходимые изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству;

- по окончании периода наставничества проводить собеседование с работником, прошедшим становление в должности.