Профессиональный долг специалиста - это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Осознание социальным работником своего профессионального долга - есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социального работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.

Категория "профессиональный долг" выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой, прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность.

Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством

В Конституции РФ записано, что главной целью государства является обеспечение блага его граждан. Существует много направлений в деятельности государства по достижению этой цели. Одно из них- это создание института социальной работы. На этот институт возложена задача оказания помощи особой категории граждан, имеющих объективные и субъективные ограничения жизненных прав. В отличии от деятельности других государственных чиновников социальный работник решает проблемы, исходя из личностных качеств клиентов, проявляющихся в частных ситуациях. Итак, долг социального работника состоит в том, чтобы все свои профессиональные знания, душевные качества использовать для выполнения государственной социальной политики. Поручая социальному работнику заботу от своего имени о социально уязвимых гражданах, предоставляя ему некоторые необходимые для осуществления этой деятельности полномочия, государство и общество возлагают на специалиста двойную ответственность - за действия и последствия этих действий самого социального работника и за деятельность его клиента.

Долг и ответственность перед обществом и государством требуют от социального работника в первую очередь следования установкам социальной политики государства. Долг предполагает выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления на основании понимания им (работником) целей и задач профессии, институциализированной обществом и государством, а также социального содержания его деятельности. Основной задачей социального работника в этой связи становится обеспечение максимально активного, посильного участия его клиентов в деятельности на благо общества, даже если это касается решения клиентом его собственных проблем. Не только социальные работники, но и их клиенты обладают большей или меньшей социальной активностью. Направить эту активность клиентов в нужное русло, придать ей глубокий социальный и нравственный смысл и общественную значимость - одна из целей социального работника, за достижение которой он несет ответственность перед обществом и государством. Таким, образом, глубокое понимание социальным работником социального содержания и последствий его профессиональной деятельности является его профессиональным долгом и важнейшим деонтологическим принципом. Этот принцип определяет основные отношения специалиста в области социальной работы, с обществом и государством. Современное развитие государственной социальной политики свидетельствует о том, что государство не готово к тому, чтобы взять всю ответственность за благополучие всех граждан. Дефицит ресурсов не позволяет пока сделать это. Однако дело не всегда заключается в недостатке ресурсов. Социальный работник должен участвовать в определении социальной политики, принимать участие в ее корректировке, исходя из реальных проблем ,которые он знает не понаслышке.

Ответственность и долг социального работника перед профессией

Социальная работа - молодая в нашем обществе профессия, находящаяся в стадии становления. Однако, несмотря на ее молодость, уже стало очевидным, что в обществе с высокоразвитой и эффективной, социально направленной рыночной экономикой (каким стремится стать российское общество) без социальной работы невозможно продвижение по пути прогресса. Специалисты по социальной работе, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу.

Для каждого члена трудового коллектива профессиональным долгом является завоевание высокого авторитета не только перед коллегами, но и перед клиентами и их близкими, уважения у представителей различных государственных и общественных организаций, общества в целом. Престиж профессии - это престиж ее представителей, оценка обществом их деятельности и морального облика, их социальной значимости, причем в общественном сознании производится в большей степени оценка не потенциала, а действительного значения профессиональной деятельности.

Социальная работа - одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением - своими клиентами и их близкими в процессе работы - и опосредованно - с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов. Являясь примером гуманного отношения к человеку, самоотверженности, доброты и милосердия, честности и справедливости, социальный работник выступает проводником идей гуманизма, утверждения их в обществе как нормы человеческой жизнедеятельности; тем самым он способствует утверждению в обществе ценностей социальной работы, ее идеалов и выполняет свой долг перед профессией. долг ответственность социальный профессиональный

Коллектив социальных работников состоит из людей разного возраста и пола, людей с различным образовательным уровнем и жизненным опытом, различными интересами, взглядами и убеждениями, характерами и нравственными идеалами. Однако есть и нечто общее, объединяющее этих разных людей, - это, в первую очередь, цели, которые они перед собой ставят и достижения которых добиваются сообща. Вторым по значимости фактором, объединяющим социальных работников в коллектив, является единство моральных принципов, профессиональный этический кодекс. Все противоречия, которые могут возникать и возникают в процессе повседневной практической деятельности, должны разрешаться в интересах достижения общих целей и на основе единых моральных принципов и системы ценностей.

Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. Забота о единстве и целостности коллектива как решающего субъекта социальной работы связана с организацией целенаправленного, слаженного действия всех его членов, принимающих участие в решении общих проблем, стоящих перед коллективом.

В отношениях с коллегами основными моральными нормами социальных работников являются открытость, честность, доброжелательность и взаимная поддержка и выручка, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая - к себе самому. Социальный работник обязан быть тактичным и вежливым с коллегами, ни в коем случае не должен стремиться поднять свой собственный престиж за счет принижения других специалистов или за счет создания видимости кипучей деятельности, не должен заниматься прожектерством в ущерб конкретной работе. Поддерживать коллег, помогать им в работе, подчеркивать ее значимость и важность - долг социального работника перед товарищами по службе.

Единство и общность профессиональных этических норм не означают единообразия взглядов специалистов, идентичности подходов к решению поставленных задач. Социальный работник должен быть заинтересован в свободном выражении коллегами их мнений, в открытой, честной, доброжелательной критике, так как недостатки, ошибки и просчеты в работе можно преодолеть только таким путем. При отсутствии критики и открытого обмена мнениями, недовольство коллег работой специалиста сохраняется в полной мере, накапливается, в результате чего отношения перестают носить доброжелательный, искренний, товарищеский характер, возникает недоверие к профессиональным и личностным качествам специалиста. Слабое развитие критики в коллективе приводит обычно к тому, что она воспринимается эмоционально, как безусловно негативное явление, вследствие чего критикуемые реагируют болезненно на замечания в свой адрес даже тогда, когда понимают их объективность и правильность.

Система отношений "социальный работник - клиент" и "социальный работник - окружение клиента" играет в социальной работе важнейшую роль. Эти отношения до некоторой степени детерминированы социальными обстоятельствами: клиент нуждается в содействии социального работника, а социальный работник обязан оказывать ему помощь. Социальный работник по сути дела не имеет возможности выбирать клиента, а тем более его окружение; клиент же вправе требовать замены социального работника, если для этого есть основания.

Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами, избранными в зависимости от потребностей клиента; за свои действия социальный работник несет моральную ответственность. Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются такие требования, как: уважение клиента как личности, поддержание и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения.

Социальная работа относится к тем видам профессиональной деятельности, где наиболее часто происходит столкновение со злом, несправедливостью, унижением и болью. Далеко не все виды услуг, оказываемых социальным работником клиенту, отличаются эстетичностью - большей частью, это работа неимоверно трудная, а порой даже грязная. Неверным было бы в этом случае требовать, чтобы социальный работник выполнял свои обязанности с неизменным восхищением по поводу избранного им вида профессиональной деятельности и содержания конкретной услуги. Как любой нормальный человек, он в определенных случаях может чувствовать нежелание делать что-либо, отвращение, брезгливость. Однако, руководствуясь профессиональным и моральным долгом, осознавая важность и необходимость соответствующих действий, умея управлять своими эмоциями, ответственный социальный работник эффективно выполняет свои обязанности, преодолевая негативные чувства и не демонстрируя их своему клиенту.

Значительную роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между социальным работником и социальным окружением клиента - его родными и близкими, друзьями и соседями. Контакт социального работника с окружением клиента не должен возникать лишь в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо принимать срочные меры, а должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом.

Специалист всегда видит в социальном окружении своего клиента не только объект воздействия, но и своего союзника в решении проблем клиента, т.е. субъект социальной работы, поскольку близкие, как правило, объективно заинтересованы в улучшении условий жизнедеятельности своего родственника, друга, соседа. Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания - профессиональный долг социального работника. Однако чтобы сотрудничество было плодотворным, специалист должен объективно оценивать возможности социального окружения клиента, степень его сплоченности и взаимосвязи, готовности включиться в совместную деятельность, мнение окружающих по поводу обстоятельств и личности клиента, а также, что немаловажно, степень индивидуализма и эгоизма членов окружения (в том числе и их группового эгоизма). Социальный работник должен постоянно искать средства для повышения заинтересованности и возможности участия членов социального окружения клиента в решении его проблем, выполнения ими отдельных этапов и разделов общей работы, должен формировать общественное мнение в пользу своего клиента. Создание крепкого, творчески работающего коллектива, объединенного единством целей и задач, - объективная цель сотрудничества социального работника с социальным окружением клиента. Такой творческий коллектив, созданный усилиями социального работника с учетом мнения клиента, обладает большим потенциалом.

Вместе с тем социальный работник должен иметь в виду те трудности, которые могут встретиться в его работе с социальным окружением клиента. Не следует забывать, что для окружения деятельность по оказанию помощи клиенту не является неизбежной и должной, она для них - лишь возможная сфера приложения сил. Кроме того, окружение клиента, видя в социальном работнике представителя официального института, обязанного на основании действующего законодательства выполнять свои функции в отношении клиента, может сознательно устраняться от совместной деятельности, целиком положившись на специалиста. Специалист не имеет права упрекать родных и близких клиента во невмешательстве в его судьбу, равнодушии, делать категоричные, скоропалительные заключения. В интересах социального работника доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность его участия в решении проблем клиента, преодолеть возникшее противоречие во взглядах и мнениях людей, а также отчуждение их друг от друга, пробудить в них интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента, согласовать интересы с целью организации плодотворного сотрудничества на благо клиента и добиться добровольного участия в совместной деятельности. Так же к нормам, регламентирующим отношения социального работника к клиентам можно отнести нормы-указания, как предъявление требований, положенных в основу профессиональной деятельности.

Честь и достоинство социального работника - это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности и поведения, а также высокая объективная оценка самим специалистом своих профессиональных и личностных качеств. Помимо этого, честь и достоинство как качества личности являются отражением потребности социального работника в высокой самооценке и оценке его со стороны окружающих и являются стимулом и мотивом профессионально нравственного поведения, основой для дальнейшего совершенствования как специалиста и личности.

Поддержание своих профессиональных чести и достоинства - важнейший долг социального работника перед самим собой.

Для специалиста как личности с высокой нравственной ценностью важны не только внешние проявления уважения к нему, общественное признание. Для высокоразвитой в духовном плане личности не менее важно сознавать, что уважение и признание, авторитет в глазах окружающих являются ею объективно заслуженными, имеют основания. Именно это обстоятельство - потребность в объективной и обоснованной оценке своих достоинств - и является стимулом к совершенствованию личности. Если специалисту достаточно лишь внешнего проявления уважения к нему; если он готов довольствоваться лишь видимостью авторитета, поскольку в силу своего служебного положения обладает возможностью влиять на судьбы людей; если ему достаточно своей власти над людьми для осознания себя как авторитетной и ценной личности - он никогда не станет хорошим специалистом, поскольку личные амбиции в отношении оценки окружающих и субъективная самооценка для него важнее, нежели действительная ценность его личности.

Честь и достоинство социального работника не даются ему вместе с профессией и служебным удостоверением, они формируются в процессе его постоянной работы над своими профессиональными и морально-нравственными качествами и повышаются по мере профессионального и нравственного совершенствования. Они закономерно связаны с признанием и оценкой его со стороны общества, государства, клиентов и коллег. Объективной основой оценки специалиста является социальная полезность его профессиональной деятельности.

Честь и достоинство социального работника требуют в первую очередь объективности в оценке самого себя - своих качеств, способностей и возможностей. Большое самомнение, завышенная самооценка специалиста, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодовольство и самолюбование, отсутствие самокритичности, являются качествами, отрицательно сказывающимися как на перспективах личностного роста, так и на качестве профессиональной деятельности, поскольку специалист, считающий процесс своего развития законченным, доведенным до вершины, на самом деле не способен не только к совершенствованию, но и к поддержанию уже достигнутого уровня развития. Это, в свою очередь, приводит к объективному снижению авторитета социального работника, к оценке его деятельности как недостойной профессионала.

Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении.

Авторитет социального работника может быть как формальным, так и неформальным. Формальный авторитет специалиста представляет собой, по сути, авторитет его профессии и должности. Неформальный же авторитет является показателем моральной значимости и степени влияния специалиста на клиента или его окружение, на коллег, является мерилом абсолютной, вне зависимости от служебного положения, ценности социального работника. Авторитет социального работника может быть основан только на действительных его достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка. Не следует рассчитывать на свой профессиональный статус как на условие, необходимое и достаточное для завоевания прочного авторитета. Завоевание авторитета - процесс длительный и трудный, имеющий, однако одну особенность: чем меньше социальный работник думает об авторитете и чем больше о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет. Если борьба за завоевание и укрепление своего авторитета становится для социального работника самоцелью, она отвлекает его от профессиональной деятельности и может привести к прямо противоположному результату - он утратит остатки авторитета в глазах окружающих.

В отличие от профессионального долга, профессиональные обязанности носят более конкретный характер, так как они относятся к разнообразным требованиям и задачам, возложенным на социального работника в силу его профессионального статуса или на социальную работу как на институт, востребованный обществом.

Профессиональные обязанности социального работника в общих чертах изложены в Квалификационном перечне, куда специальность "социальная работа" была внесена в апреле 1991 г. приказом Госкомтруда СССР. Более детально проработанные профессиональные обязанности социального работника нашли свое отражение в должностных инструкциях, созданных в различных учреждениях социальной защиты и являющихся обязательными для исполнения. В зависимости от сферы деятельности, должностные обязанности социального работника могут видоизменяться, однако при этом не изменяются их моральные обязанности по отношению к клиентам, коллегам и обществу.

Не всякая функциональная обязанность социального работника может рассматриваться как его долг. Те обязанности, которые навязываются социальному работнику извне под влиянием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматриваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены. Мерилом ответственности социального работника за выполнение такого рода обязанностей в данном случае являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское чувство ответственности и дисциплинированность исполнителя.

05 июля 2017
09:27