ПРОГРАММА «ВОЛОНТЕРЫ от «МОЛОДОСТИ к МУДРОСТИ »

ПРОГРАММА

«ВОЛОНТЕРЫ от «МОЛОДОСТИ к МУДРОСТИ »

организация геронтоволонтерского движения в бюджетном учреждении

«Козловский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты населения Чувашской Республики

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Программа Волонтеры от «Молодости к Мудрости»

(организация геронтоволонтерского движения в учреждении социального обслуживания БУ «Козловский КЦСОН» Минтруда Чувашии г. Козловка)

Территория

Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка

Юридический адрес учреждения

Российская Федерация, Чувашская Республика, Козловский район, 429430, г. Козловка, ул.Лобачевского,д.32

Цель программы

Созданий условий для оказания помощи отдельным категориям граждан – получателям услуг гражданами пожилого возраста и инвалидов посредством организации работы геронтоволонтерского движения Волонтеры от «Молодости к Мудрости»

Задачи

1.Организационные:

- изучить инфраструктуру муниципального образования с целью использования ее возможностей для организации геронтоволонтерского движения Волонтеры от молодости к мудрости» (востребованность организации данного движения на базе учреждения социального обслуживания, потребность граждан пожилого возраста в организации геронтоволонтерского движения Волонтеры от «Молодости к Мудрости», потребность отдельных категорий граждан – получателей услуг в помощи геронтоволонтеров);

- сформировать информационную среду организации геронтоволонтерского движения Волонтеры от «Молодости к Мудрости»;

-разработать обучающую программу для участников геронтоволонтерского движения Волонтеры от «Молодости к Мудрости».

2.Практические:

-сформировать группу из числа граждан пожилого возраста участников геронтоволонтерского движения Волонтеры от «Молодости к Мудрости», имеющих возможность оказывать помощь отдельным категориям граждан – получателей услуг;

- сформировать необходимые компетенции и практические навыки у граждан пожилого возраста для осуществления деятельности по различным (выбранным) направлениям;

- организовать систему эффективной работы геронтоволонтеров и координацию деятельности.

3. Аналитические:

- проанализировать эффективность реализации Программы.

Специализация программы

Организация работы геронтоволонтерского движения Волонтеры от «Молодости к Мудрости» на базе учреждения социального обслуживания

География участников

Чувашская Республика, Козловский Район, г. Козловка

Условия участия в программе

Граждане пожилого возраста, имеющие возможность добровольно оказывать посильную безвозмездную помощь нуждающимся категориям населения.

Ожидаемые результаты

1. Изучить инфраструктуру муниципального образования с целью использования её возможностей для организации геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости».

2. Сформировать информационную среду организации геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости».

3. Разработать обучающую программу для участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости».

4. Сформировать группу из числа граждан пожилого возраста – участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости», имеющих возможность оказывать помощь отдельным категориям граждан – получателям услуг.

5. Сформировать необходимые компетенции и практические навыки у граждан пожилого возраста для осуществления деятельности по направлениям.

6. Организовать систему эффективной работы геронтоволонтёров.

7. Проанализировать эффективность реализации Программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По мировосприятию, жизненной активности, оценке жизненных реалий других людей, самооценке личности граждане пожилого возраста зачастую превосходят иные возрастные группы. Между тем, обладая высвободившимся в достаточном количестве временем, люди старшего возраста могут реализовывать себя в волонтерской деятельности, которая является альтернативой трудовой.

Волонтёрство или волонтёрская деятельность – это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтёра, без расчёта на денежное вознаграждение [13]. Волонтёр (от англ. Volunteer) – в дословном переводе – «доброволец», который по зову сердца безвозмездно занимается социально-значимой деятельностью и осознаёт своё значение для общества.

В настоящее время со стороны федеральных и региональных властей значительное внимание уделено развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности, что подтверждается основными положениями Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ» и др.

На сегодняшний день в России более 12 % населения составляют лица в возрасте 55 – 65 лет. Эти граждане обладают богатым жизненным и профессиональным опытом, сохранившимся жизненным потенциалом, активной гражданской позицией, и они готовы оказывать поддержку и помощь тем, кто в ней нуждается. Добровольцы от «Молодости к Мудрости» активно участвуют в общественно значимых мероприятиях, всевозможных акциях. Однако следует отметить, что здесь присутствует доля фрагментарности их занятости. Новым направлением в организации работы геронтоволонтёрского движения на территории Козловского района  г. Козловки Чувашской Республики, может стать создание условий для включения граждан пожилого возраста в постоянно действующую модель предоставления ими услуг нуждающимся категориям граждан.

Учреждения социального обслуживания обладают достаточными ресурсами для выстраивания внутренне организованной, взаимосвязанной системы организации работы геронтоволонтёрского движения, включающей подготовку материально-технического обеспечения, обучения граждан пожилого возраста, профориентацию, профильную подготовку, координацию и управление деятельностью.

Актуальность разработки программы Волонтёры от «Молодости к Мудрости» (далее – Программа) обусловлена бурным развитием в последние годы геронтоволонтёрства, постоянно возрастающим количеством активных пожилых граждан на фоне увеличения общего их числа. Однако у данной социальной группы не хватает необходимых знаний, навыков и практик в оказании такой помощи. Значительная часть пожилых граждан чувствуют в себе большой потенциал, активно берётся за любые возможности, позволяющие проявлять инициативу. В связи с этим есть реальная потребность в постоянном расширении форм занятости и направлений деятельности лиц старшего возраста, занимающихся добровольчеством, связанных единой целью.

Для создания положительного имиджа, формирования единого идеологического сознания и идентификации себя гражданами пожилого возраста как части общего дела разработан логотип геронтоволонтёрского движения.

«Молодые» пенсионеры – активные и инициативные граждане способны работать на благо общества в различных сферах жизни и их деятельность может быть направлена на оказание помощи наиболее уязвимым категориям населения, в частности несовершеннолетним, состоящим на учёте в органах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и семьям, испытывающим трудности в воспитании детей. Также геронтоволонтёры могут выступать в роли общественных помощников граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих тяжёлые ограничения жизнедеятельности.

В Программе представлены направления организации работы геронтоволонтёров:

- оказание помощи несовершеннолетним, состоящим на учёте в органах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- оказание помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим тяжёлые ограничения жизнедеятельности персональными помощниками;

- оказание помощи семьям, испытывающим трудности в воспитании детей;

Каждое направление отражает особенности и аспекты деятельности работы волонтёров от «Молодости к Мудрости» в рамках направлений, которые дают возможность гражданам пожилого возраста реализовать свои возможности в той области, которая отвечает их внутренним потребностям и психологическим особенностям. Участие в геронтоволонтёрском движении позволит гражданам пожилого возраста, чувствующим в себе физические и моральные силы, реализовать свой внутренний потенциал, накопленный жизненный опыт, категориям граждан – получателям услуг – получить необходимую помощь, повысить качество жизни, снизить внутреннее психологическое напряжение, что в свою очередь, будет способствовать снижению социальной напряжённости в целом.

 

 

Программа вариативна, может корректироваться в зависимости от внешних условий (особенностей территории, качественного состава населения, востребованности тех или иных видов помощи и прочее) и внутренних условий учреждения (возможность для развития конкретного направления (нескольких направлений), востребованность со стороны граждан пожилого возраста оказывать данные виды помощи и др.).

Программа имеет выраженную межведомственную и межсекторальную направленность, так как её реализация происходит посредством взаимодействия организаторов и добровольцев волонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости», в том числе специалистов учреждений социального обслуживания, органов местного самоуправления, комитета по делам несовершеннолетних, социально ориентированных НКО. Участие граждан пожилого возраста в теоретических и практических занятиях Программы позволит сформировать умения, необходимые для оказания действенной помощи отдельным категориям граждан – получателям услуг. Полученные знания по основным направлениям Программы (социально-психологическое, социально-правовое) будут способствовать развитию коммуникабельности, навыков управления ситуацией, правовой грамотности.

Целевая группа – граждане пожилого возраста, имеющие возможность добровольно оказывать посильную безвозмездную помощь нуждающимся категориям населения.

Цель программы – создание условий для оказания помощи отдельным категориям граждан – получателям услуг гражданами пожилого возраста посредством организации работы геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости».

Задачи программы:

1. Организационные:

- изучить инфраструктуру муниципального образования с целью использования её возможностей для организации геронтоволонтёрского движения Волонтёры От «Молодости к Мудрости» (востребованность организации данного движения на базе учреждения социального обслуживания, потребность граждан пожилого возраста в организации геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости», потребность отдельных категорий граждан – получателей услуг в помощи геронтоволонтёров);

- сформировать информационную среду организации геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости»;

- разработать обучающую программу для участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости».

2. Практические:

- сформировать группу из числа граждан пожилого возраста – участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости », имеющих возможность оказывать помощь отдельным категориям граждан – получателям услуг;

- сформировать необходимые компетенции и практические навыки у граждан пожилого возраста для осуществления деятельности по различным (выбранным) направлениям;

- организовать систему эффективной работы геронтоволонтёров и координацию деятельности.

3. Аналитические:

- проанализировать эффективность реализации Программы.

Формы работы

Индивидуальные формы работы: практическое занятие, консультирование, беседа, опрос.

Групповые формы работы: тематическая лекция, досуговые мероприятия, дискуссии.

Методы работы

- организационные (планирование, информирование, координирование);

- исследовательские (анализ документации, наблюдение (прямое и косвенное), беседа);

- практические (лекции, методы активного социально-психологического обучения взрослых, практические занятия (индивидуальные и групповые), методы организации досуговых мероприятий);

- аналитические (анализ результатов исследования, обобщение, публикации и выступления по результатам проведённой работы).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Программы

1. Формирование в учреждении социального обслуживания системы работы, способствующей созданию и эффективному функционированию геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости».

2. Формирование информационно-методической базы для организации работы геронтоволонтёрского движения Волонтёры от « Молодости к Мудрости» на базе учреждения социального обслуживания.

3. Развитие межведомственной и межсекторальной направленности, посредством взаимодействия организаторов и участников волонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости », в том числе специалистов учреждений социального обслуживания, органов местного самоуправления, комитета по делам несовершеннолетних, социально ориентированных НКО.

Этапы и сроки реализации программы

I этап – организационный – 2 месяца.

II этап – практический – 6 месяцев.

III этап – аналитический – 1 месяц.

Направления деятельности граждан пожилого возраста в рамках организации геронтоволонтёрского движения и их содержание

Направление I. «Оказание помощи несовершеннолетним, состоящим на учёте в органах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В условиях усиления в обществе негативных тенденций таких как: имущественное неравенство, резкое снижение духовных ценностей, обострение социальной и психологической дезадаптации, безработица, криминализация общества, нарастание процесса деформации семьи, несовершеннолетние оказываются под воздействием множества неблагоприятных факторов приводящих к риску. Все это болезненно сказывается на жизни детей и подростков и зачастую приводит к совершению мелких правонарушений и хулиганству, что в свою очередь влечёт за собой постановку на учёт в органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Субъектами системы профилактики являются комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Козловского района и г. Козловки Чувашской Республики, территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и г. Козловка. Надо отметить, что большая часть участников процесса занимаются выявлением правонарушений, к непосредственной же работе по исправлению несовершеннолетнего имеют опосредованное отношение, а иногда и никакого. Взаимодействие с ребёнком и его родителями проводят специалисты КДН, согласно разработанному индивидуальному плану реабилитации. Но на практике после постановки на учёт и проведения профилактической беседы работа с семьёй и несовершеннолетним, как правило, прекращается. Несовершеннолетний и его семья нуждаются в планомерной, систематической помощи, которую может оказать только человек внутренне мотивированный на данную деятельность, каким выступает волонтёр.

Обладая богатым жизненным опытом, высокими моральными качествами, социально положительным примером геронтоволонтёр, закреплённый за несовершеннолетним, состоящим на учёте в органах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, станет авторитетным наставником и сможет оказать действенную помощь по выходу из сложившейся ситуации.

Работа участников волонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости» по оказанию помощи несовершеннолетним, состоящим на учёте в органах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может быть организована по нескольким аспектам:

- оказание в пределах своих полномочий родителям или лицам, их заменяющим, помощь в исполнении ими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего;

- приложение усилий для исправления несовершеннолетнего, искоренения имеющихся у него вредных привычек и проявлений аморального поведения, для подготовки его к сознательной деятельности;

- принятие мер для получения несовершеннолетним образования, содействие регулярному посещению несовершеннолетним общеобразовательного учреждения, наблюдение за его успеваемостью, поведением в школе, на работе, в семье, на улице, в общественных местах;

- оказание помощи несовершеннолетнему в более эффективном использовании свободного от посещения образовательного учреждения времени: привлечение его к занятиям во внешкольных учреждениях и организациях;

- принятие мер к созданию надлежащих условий для правильной организации учебы, труда и досуга несовершеннолетнего;

- способствование формированию у несовершеннолетнего навыков общения, поведения, правосознания, правовой культуры;

- оказание содействия в формировании морально-нравственных ценностей, патриотизма и гражданской культуры;

- привитие несовершеннолетнему чувства ответственности перед обществом и государством;

- оказание содействия в урегулировании конфликтов, возникающих между несовершеннолетним и членами семьи;

- взаимодействие с общественными организациями, социально ориентированными НКО по оказанию помощи несовершеннолетним, состоящим на учёте в органах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для реализации выделенных направлений помимо прохождения специального обучения пожилые люди должны обладать определёнными качествами (общительность, умение слушать, настойчивость, самообладание, дисциплинированность, корректность, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям) и иметь достаточную физическую мобильность. Особо следует выделить такие качества, как умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие.

Направление II. «Оказание помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим тяжёлые ограничения жизнедеятельности персональными помощниками».

В настоящее время добровольцы от «Молодости к Мудрости» предоставляют услуги различным категориям граждан, среди которых следует выделить пожилых старше или значительно старше их самих. Такие люди, как правило, подвержены серьёзным возрастным изменениям, ряду хронических заболеваний (заболевания сердечнососудистой системы, злокачественные новообразования, атеросклероз) и иным нарушениям жизнедеятельности организма, наступившим под влиянием вредных факторов внешней и внутренней среды. Зачастую пожилые люди имеют инвалидность той или иной степени. Все перечисленные факторы указывают на необходимость того, чтобы данная категория граждан оказалась под пристальным вниманием, как со стороны государственных служб, так и общественности.

В предоставлении социальных услуг в рамках своей компетенции участвуют различные ведомства и службы: учреждения и органы социальной защиты населения, медицинские организации, учреждения образования, культуры и спорта, органы муниципальной власти, социально ориентированные НКО и т. д. Все они, как правило, работают по заявительному принципу. При этом, инвалиды и граждане старших возрастных групп, в силу ряда причин, таких, как недостаточная информированность о возможностях действующих служб и организаций, работающих в их интересах, отсутствие мотивации, отдалённость проживания и т. п., не обращаются в них или обращаются в исключительных случаях. Вследствие этого данная категория граждан остаётся лишённой социальной помощи и психологической поддержки. В таких случаях участие геронтоволонтёров в жизни людей старшего пенсионного возраста незаменимо.

В данном случае геронтоволонтёры могут выступить в качестве персональных помощников. Несмотря на то, что термин «персональный консультант (помощник)» пришёл из финансово-торговой сферы, он применим и в социальной работе – ключевыми понятиями здесь определены «помогает подбирать», «готов ответить на Ваши вопросы», «действует в Ваших интересах», «предлагает решения». В социальной сфере работа персональных помощников предусматривает консультирование, адресное выявление потребностей в социализации и реабилитации, обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих тяжёлые ограничения жизнедеятельности, оперативного доступа к необходимым услугам в полном объёме.

Работа персональных помощников позволит включить пожилых людей в общественную жизнь, создать условия инвалидам с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности для доступа к реабилитационным услугам посредством индивидуального сопровождения. Подготовленные волонтёры – персональные помощники помогут гражданам пожилого возраста решить весь спектр вопросов по социальному обеспечению и адаптации, а также полностью координировать весь процесс реабилитации, если в таковом есть потребность. Таким образом, развитие службы помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим тяжёлые ограничения жизнедеятельности, персональными помощниками непосредственно повлияет на качество жизни пожилых людей и инвалидов и обеспечит им доступ к реабилитационным услугам.

Работа добровольцев волонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости» в качестве персональных помощников может быть организована по нескольким аспектам:

1. Работа с гражданами пожилого возраста:

- выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих тяжёлые ограничения жизнедеятельности, нуждающихся в социальной, психологической или юридической помощи;

- определение степени нуждаемости;

- определение видов конкретной помощи;

- помощь в выявлении проблем пожилого гражданина и его окружения, возникающие в связи с инвалидностью;

- обеспечение представления интересов пожилых людей и инвалидов в органах государственной власти и иных организациях, уполномоченных на работу с инвалидами.

2. Информационно-координационная деятельность:

- информирование граждан пожилого возраста, инвалидов и членов их семей (их окружения) об установленных государственных гарантиях, порядке их предоставления;

- помощь в определении путей решения возникших проблем посредством государственных или общественных структур;

- направление пожилого гражданина, инвалида в определённые структуры, к определённым специалистам;

- помощь в составлении, оформлении обращений, запросов и т. д.;

- сопровождение (по необходимости).

3. Психологическая помощь:

- обучение граждан пожилого возраста, инвалидов с участием профильных специалистов преодолению имеющихся недостатков, обучение пользованию бытовыми приборами и специальными вспомогательными техническими устройствами (по необходимости);

– формирование с участием профильных специалистов позитивных установок на активное участие в социальной и трудовой деятельности, на возможно независимую жизнедеятельность;

- оказание психологической поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам;

- направление граждан пожилого возраста в группы само - и взаимопомощи, а при необходимости их организация.

4. Взаимодействие с учреждениями и ведомствами, общественными организациями, социально ориентированными НКО по вопросам оказания помощи и поддержки гражданам пожилого возраста по социально-значимым вопросам.

 Для реализации выделенных направлений помимо прохождения специального обучения пожилые люди – геронтоволонтёры должны обладать определёнными психологическими качествами (тактичность, толерантность, гуманность, коммуникабельность, высокий уровень эмпатии, благожелательность, деликатность, энергичность, работоспособность), организаторскими способностями (в том числе при организации сотрудничества с партнерами), обладать достаточным творческим потенциалом и инициативностью.

Направление III. «Оказание помощи семьям, испытывающим трудности в воспитании детей».

Современная семья переживает сложные времена – находясь в движении, она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Изменение представлений о статусе семьи, о роли  женщины в семье и обществе, повышение уровня внебрачной рождаемости, количества разводов обостряют существующие социальные проблемы. Дети как самые уязвимые и незащищённые члены общества, особо остро ощущают на себе негативное воздействие происходящих изменений. Это отражается на их неокрепшей психике и проявляется различными поведенческими отклонениями. Часть семей обладает достаточным потенциалом, чтобы минимизировать последствия внешнего влияния и дети безболезненно проходят все стадии взросления под защитой семьи. Однако нельзя игнорировать и оставлять без помощи и поддержки ту часть семей, которые по определённым причинам не могут самостоятельно обеспечить благоприятные условия для взросления своих детей, вследствие чего, имеют трудности в воспитании своих детей.

Трудности в воспитании детей может испытывать любая семья, однако, особое внимание следует уделять семьям группы риска (многодетные семьи, неполные семьи, неродные семьи, семьи, имеющие ребёнка с отклоняющимся поведением или развитием), которые нуждаются в дополнительной помощи.

Определяющая роль в обеспечении жизнедеятельности семей принадлежит государственной социальной политике, которая реализуется через систему социальных служб. Однако нельзя не отметить участие общественности в социальной сфере. Здесь должная помощь может исходить со стороны участников волонтёрского движения Волонтеры от «Молодости к Мудрости».

Работа участников волонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости» по оказанию помощи семьями, имеющими трудности в воспитании детей, может быть организована по нескольким аспектам:

1. Работа с семьёй:

- совместно с работниками социальных служб, выезд в семьи с детьми для установления нуждаемости в конкретной помощи, контроля выполнения предписаний и т. д.;

- работа с родителями, ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по воспитанию детей, по вопросам целостности и благополучия семьи;

- профилактика конфликтов в семье.

2. Информационно-просветительская деятельность:

- информационно-просветительская работа с родителями по вопросам психолого- педагогического, юридического характера;

- просветительская работа с детьми и подростками по актуальным темам.

3. Присмотр и уход (помощь родителям с малолетними детьми, детьми-инвалидами, прогулки, сопровождение и т. д.).

4. Организация культурно-досуговой деятельности.

5. Взаимодействие с общественными организациями, социально ориентированными НКО по вопросам улучшения территории проживания, помощи нуждающимся семьям и иным социально-значимым вопросам.

Для реализации выделенных направлений помимо прохождения специального обучения пожилые люди должны обладать определёнными психологическими качествами (дружелюбность, приветливость, ответственность, рассудительность), организаторскими способностями (умение креативно мыслить и принимать конструктивные решения), владеть разносторонними знаниями и инициативностью.

Для реализации выделенных направлений помимо прохождения специального обучения пожилые люди должны обладать определёнными психологическими качествами (коммуникабельность, наблюдательность, решительность, уверенность в себе, стрессоустойчивость) и иметь достаточную зическую мобильность, способность самостоятельно принимать решения. Особо следует выделить такие качества, как умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и умение дать объективную оценку действиям других людей. 

Таблица 1

План мероприятий

по реализации программы организации движения

Волонтёры от «Молодости к Мудрости»

на базе учреждения социального обслуживания 

 

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

I этап – организационный

1.1.

Исследование инфраструктуры территории (учреждений социальной сферы) с целью использования её возможностей для организации геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости», в том числе подготовка помещения и оборудования

1 месяц

Специалист по социальной работе

1.2.

Организация информационной кампании с целью привлечения потенциальных участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости», в том числе: - подготовка информационных и презентационных материалов;

1 месяц, далее 1 раз в 3 месяца

Заместитель директора

 

- распространение информации о создании геронтоволонтёрского движения посредством СМИ, сети Интернет, размещение информации на стендах учреждения.

 

Специалист по социальной работе

1.3

Диагностика граждан пожилого возраста с целью выявления возможности волонтёра оказывать помощь отдельным категориям граждан – получателям услуг

1 месяц

Специалист по социальной работе

1.4.

Разработка обучающей программы по подготовке волонтёров (общетеоретический курс, обучение по направлению)

1 месяц

Специалист по социальной работе  

 

II этап – практический

2.1.

Формирование группы из числа граждан пожилого возраста, желающих оказывать помощь отдельным категориям граждан – получателям услуг

1 месяц

Специалист по социальной работе

 

2.2.

Создание координационного центра по работе с волонтёрами на базе учреждения

1 месяц

Заместитель директора, заведующий отделением,

2.3

Обучение граждан пожилого возраста – участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости»

1 месяц

Специалист по социальной работе, психолог, юрисконсульт

2.4

Профориентационная диагностика с целью определения направлений деятельности, соответствующей внутренним потребностям граждан пожилого возраста

после изучения общетеоретического курса

Специалист по социальной работе

2.5.

Профильная подготовка в соответствии с выбранным направлением

1 месяца

Специалист по социальной работе, психолог, юрисконсульт

2.6

Назначение кураторов из числа членов координационного центра, закрепление их за волонтёрами

по окончании обучения

Заместитель директора

2.7.

Прохождение практики участниками геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости». Закрепление усвоенных знаний и приобретенных навыков**

2 месяца

Специалист по социальной работе

2.8.

Формирование базы участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости», базы отдельных категорий граждан – получателей услуг, за которыми закреплены волонтёры

1 месяц

Заведующий отделением,

 специалист по социальной работе

2.9.

Формирование плана работ волонтёра на месяц (год), который включает:

 - обязательные регулярные мероприятия (составление планово- отчётной документации, консультации с куратором, публичный отчёт);

 - мероприятия, разрабатываемые согласно индивидуального плана работы с отдельными категориями граждан – получателями услуг, нуждающимися в помощи волонтёров, а также мероприятия, приуроченные к знаменательным датам (экологические, физкультурно- оздоровительные, информационно- просветительские)

раз в 1 месяц (раз в год) согласно отдельным планам

Волонтёры, кураторы групп (в течение практики)

2.10

Формирование годового плана, содержащего мероприятия индивидуальной работы куратора с волонтёром и включающего в себя

: - публичные отчёты волонтёра о проделанной работе;

 - форумы для волонтёров;

 - круглые столы;

 - конкурсы;

 - ежегодный праздник волонтёра;

 - встречи и иные мероприятия, направленные на повышение статуса и общественное признание волонтёров

ежегодно

Волонтёры, кураторы групп

III этап – аналитический

3.1 

Анализ результатов:

 - подготовка отчётной документации;

 - публикации и выступления по итогам (промежуточным итогам) реализации Программы на разных этапах;

 - размещение публичного отчёта на официальном сайте учреждения и на сайте профессионального сообщества «Социальная защита 

 

по окончании организационного этапа, далее по необходи- мости, но не реже 1 раза в 3 месяца 

Заместитель директора, специалист по социальной работе, 

3.2 

Представление данных для мониторинга реализации Программы в бюджетное учреждение Чувашской Республики , Козловский район, г. Козловка, Козловский «КЦСОН» Минтруда Чувашии 

1 раз в квартал не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчётным периодом 

Заместитель директора, специалист по социальной работе, 

3.3. 

Итоговый аналитический отчёт 

в течении 10 дней после реализации Программы 

специалист по социальной работе, 

 

-Примерный тематический план проведения занятий по обучению участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости» по направлениям деятельности представлен в приложении 2.

-Примерный план мероприятий по организации практики участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости» по направлениям деятельности представлен в приложении

-Ежемесячный, годовой план соответствуют примерному плану мероприятий по организации практики участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости»

-Основные показатели для проведения мониторинга реализации Программы «Волонтёры от Молодости к Мудрости» (организация геронтоволонтерского движения в учреждениях социального обслуживания Чувашской Республики, Козловского района, г. Козловки (приложение 4).

Таблица 2

Кадровые ресурсы

№ п/п

Должность

Кол-во штатных единиц

Должностные обязанности

1

2

3

4

Собственные кадровые ресурсы

1.

Директор

1

Осуществляет общий контроль и управление Программой;

- осуществляет заключение соглашений/договоров о сотрудничестве

2.

Заместитель директора

1

Осуществляет текущий контроль и управление Программой

3.

Заведующий отделением

1

Осуществляет контроль за сроками реализации программных мероприятий;

- оценивает эффективность реализации программных мероприятий

4.

Специалист по социальной работе

1

Осуществляет работу с лицами пожилого возраста в рамках реализации Программы;

- способствует формированию групп для прохождения обучения;

- принимает участие в подготовке и проведении обучающих мероприятий;

- способствует установлению контакта геронтоволонтёров с гражданами, нуждающимися в помощи волонтёров

5.

Психолог

1

Оказывает психологическую поддержку;

- проводит диагностику профессиональных, личностных качеств граждан пожилого возраста;

- консультирует граждан пожилого возраста по вопросам их профессиональных возможностей;

- проводит занятия, тренинги и т. д.

6.

Юрисконсульт

1

Проводит обучение волонтёров по правовым вопросам;

- проводит правовую просветительскую работу

Всего: 7

 

Иные кадровые ресурсы

8.

Специалисты Управления социальной защиты населения

в доста- точном количест- ве

Осуществляют внешний контроль и управление Программой

9.

Специалисты БУ «Методический центр развития социального обслуживания»

в необ- ходимом количест- ве

Проводят мониторинг реализации Программы

10.

Участковые уполномоченные полиции, специалисты образовательных, медицинских учреждений, члены социально ориентированных НКО и иных организаций

в необ- ходимом количест- ве

Участвуют в реализации программных мероприятий

Общее количество задействованных специалистов зависит от индивидуальных условий реализации Программы

Материально-технические ресурсы

Реализация Программы осуществляется на базе учреждения с использованием имеющегося оборудования (персональный компьютер, мультимедийное оборудование, принтер). Закупка расходных материалов проводится по необходимости.

Информационные и методические ресурсы

СМИ, электронные ресурсы, информационные листы, буклеты, статьи, брошюры; Диагностические методики, методические рекомендации и разработки (анкеты, тесты, конспекты занятий, лекции и т. д.), наглядные материалы (презентации, видеофильмы, видеоролики и т. д.).

Результаты реализации программы

№ п/п

Задача

Ожидаемый результат

Показатели

1

2

3

4

1. 

. Изучить инфраструктуру муниципального образования с целью использования её возможностей для организации геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости» 

1. Наличие информации о необходимых ресурсах.

2. Готовность помещений для реализации программных мероприятий.

3. Наличие информации о восстребованности волонтёрского движения.

4. Наличие информации о гражданах, изъявивших желание стать геронтоволонтёрами.

5. Наличие информации об отдельных категориях граждан – получателях услуг, нуждающихся в помощниках

1. Качество и полнота представленной информации.

2. Количество субъектов, вовлечённых в организацию геронтоволонтёрского движения.

3. Количество граждан, изъявивших желание стать геронтоволонтёрами.

4. Количество получателей услуг, нуждающихся в помощниках (по направлениям) 

2

Сформировать информационную среду организации геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости» 

1.Наличие информационных и презентационных материалов (информационные листки, пресс-релизы, презентации, буклеты).

2. Информированность партнёрских организаций.

3. Распространение информации о создании геронтоволонтёрского движения посредством СМИ, сети Интернет, размещения информации на стендах учреждения, проведения конференции (круглых столов) и т. д.

4. Заключение соглашений/договоров о сотрудничестве 

1. Количество информационных ресурсов, на которых размещены информационные материалы.

2. Количество проинформированных партнёрских организаций.

3. Количество распространенных информационных материалов (буклетов, листовок и др.).

 

3

Разработать обучающую программу для участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости» 

1. Сформированность ресурсного обеспечения обучающей программы 

1. Наличие обучающей программы.

2. Доля методических материалов, разработанных самостоятельно от общего количества, используемых в программе.

3. Количество методических материалов, в том числе разработанных самостоятельно 

4.

Сформировать группу из числа граждан пожилого возраста – участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости», имеющих возможность оказывать помощь отдельным категориям граждан – получателям услуг 

1. Вовлечённость граждан пожилого возраста в движение Волонтёры от «Молодости к Мудрости» 

1. Доля граждан пожилого возраста, вовлечённых в деятельность геронтоволонтёрского движения, от общего числа заявившихся пожилых людей 

5 

Сформировать необходимые компетенции и практические навыки у граждан пожилого возраста для осуществления деятельности по направлениям 

1. Повышение теоретических знаний о деятельности и специфики работы волонтёров.

2. Профориентационная диагностика граждан пожилого возраста по направлениям.

3. Повышение теоретических знаний по направлениям 

1. Количество обучающих мероприятий.

2. Количество граждан пожилого возраста, прошедших курс теоретического обучения.

3. Доля граждан пожилого возраста, пожелавших оказывать помощь отдельным категориям граждан – получателям услуг.

4. Повышение уровня знаний граждан пожилого возраста по итогам обучения 

6.

Организовать систему эффективной работы геронтоволонтёров

1. Сформированность системы эффективной работы геронтоволонтёров.

2. Заинтересованность отдельных категорий граждан – получателей услуг, в деятельности геронтоволонтёров.

3. Наличие базы геронтоволонтёров.

4. Наличие базы отдельных категорий граждан – получателей услуг, нуждающихся в помощниках

1. Наличие системы документации (документы, отчёты, фотоотчёты и др.).

2. Доля получателей услуг, включённых в базу, нуждающихся в помощниках.

3. Количество волонтёров, включённых в базу.

4. Доля получателей услуг, имеющих положительные качественные изменения

7

Проанализировать эффективность реализации Программы

1.Оценка эффективности реализации Программы

1. Количество граждан пожилого возраста, принявших участие в Программе.

2. Количество волонтёров, оказывающих помощь отдельным категориям граждан – получателям услуг.

3. Наличие рекомендаций по совершенствованию Программы.

4. Количество мероприятий в рамках Программы.

 

 

 

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». – Режим доступа : http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ – Загл. с экрана.

2. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». – Режим доступа : http://base.garant.ru/104232/ – Загл. с экрана.

3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – Режим доступа : http://consultant.ru/document/cons_doc_law_23509/ – Загл. с экрана.

4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». – Режим доступа : https://referent.ru/1/191417/ – Загл. с экрана.

5. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/9043973/ – Загл. с экрана.

6. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189610;from=149003- 33;rnd=184768.3357300232164562;;ts=01847683734515463002026/ – Загл. с экрана.

7. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму». – Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173583/ – Загл. с экрана.

8. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 959 (ред. от 06.10.2011) «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации». Режим доступа : http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_511/ – Загл. с экрана.

9. Постановление Администрации муниципального образования г. Новороссийск от 15.02.2010 № 440 «Об утверждении положения об общественных воспитателях несовершеннолетних». – Режим доступа : http://7law.info/krasnodar/act4u/g053.htm – Загл. с экрана.

10. Агапов А. П. Административное право. – М. : Юрайт, 2012. – 874 с.

11. Адилов А. Н. Понятие, содержание и сущность системы охраны общественного порядка. // Административное право и процесс. – 2009. – № 4. – С. 7-9.

12. Активное поколение: простые истории о людях и их делах : сборник кейсов / И. Ивановская. – СПб, 2015. – 80 с.

13. В 55 лет жизнь только начинается. Организация волонтерской деятельности среди людей старшего возраста : методическое пособие / сост. В. А. Лукьянов, С. Р. Михайлова, Ю. С. Мальцева, М. Ю. Ялышева, Е. В. Мачнев, О. А. Тажирова. – Автономная некоммерческая организация «Серебряный возраст», 2013. – 181 с.

14. Григорьева, Я. В. Волонтерская и наставническая деятельность в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре: опыт и перспективы развития / Я. В. Григорьева // Социальное обслуживание. – 2012 – № 11. – С. 17–23.

15. Григорьева, Я. В. Добровольчество как общественный ресурс для решения социальных проблем граждан: опыт учреждений социального обслуживания Ханты- Мансийского автономного округа – Югры / Я. В. Григорьева, Ю. А. Якушева // Волонтёр. – 2015 – № 1(13). – С. 39–47.

16. Джоголик А. Волонтерская деятельность. Направления волонтерской деятельности в России. // FB.ru, 2015 – Режим доступа : http://fb.ru/article/178807/volonterskaya-deyatelnostnapravleniya-volonterskoy-deyatelnosti-v-rossii – Загл. с экрана.

17. Козловская Е. А. Психолого-педагогические основы деятельности участкового инспектора милиции. – М, 1990. – 80 с.

18. Ляпаев И. А. Психологические особенности профессиональных функций и основных средств деятельности участкового уполномоченного милиции // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007 – № 5. – С. 185-189.

19. Модели добровольческой деятельности : брошюра / Е. Р. Комлева, М. В. Пикинская, М. И. Пономарева, Я. В. Григорьева. – Сургут, 2013. – 8 с.

20. Образование как средство адаптации людей старшего возраста: методические рекомендации для преподавателей и организаторов обучения / О. В. Агапова, М. Ю. Ялышева, Ю. С. Мальцева / СПб. : 2012. – 80 с.

21. Организация добровольческой деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры : учебно-методический комплект / М. В. Пикинская, Я. В. Григорьева. – Сургут, 2013. – 92 с.

22. Организация волонтёрской деятельности среди людей старшего возраста : методическое пособие / В. А. Лукьянов, С. Р. Михайлова, Ю. С. Мальцева, М. Ю. Ялышева, Е. В. Мачнев, О. А. Тажирова. – СПб, 2013. – 180 с.

23. Пикинская, М. В. Внедрение модели добровольческой деятельности в учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / М. В. Пикинская // Волонтёр. – 2015 – № 2 (14). – С. 6–15.

24. Сборник лучших практик по организации волонтерской и наставнической деятельности в учреждениях, подведомственных Департаменту социального развития Ханты- Мансийского автономного округа – Югры : сборник материалов / М. В. Пикинская, А. С. Донченко, Т. А. Минилбаева. – Сургут, 2012. – 86 с.

25. Технология волонтерской деятельности в социальной сфере / под. ред. д. филос. н., профессора С. Н. Малявина – СПб. : ФСН РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – 236 с.

Примерный тематический план проведения занятий по обучению участников геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости »

№ п/п

Мероприятия

Кол-во часов

Содержание

1

2

3

4

Общетеоретический курс

1.

Семинар «Основы волонтерской деятельности»

2

- Понятия «волонтёрство» и «добровольчество»;

 - основные направления волонтёрской деятельности на примере мирового и российского опыта;

 - права и обязанности волонтёров;

 - стратегия участия в волонтёрской деятельности;

- особенности формирования команды волонтёров среди людей старшего возраста

2.

Семинар-практикум «Основы лидерства»

2

- Приоритеты и оптимизация в использовании человеческих ресурсов;

 - управление командными процессами;

 - создание совместного видения и плана действий;

 - мотивация членов команды для достижения поставленных целей, оптимальных результатов;

 - инициатива членов команды и способы её повышения

Профильное обучение по направлениям

 

Направление I. «Оказание помощи несовершеннолетним, состоящим на учёте в органах

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

3.

Семинар «Законодательная база по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Правовые услуги»

2

- Законодательные, нормативные акты, охраняющие права и интересы несовершеннолетних;

 - права и обязанности несовершеннолетних;

 - жестокое обращение с несовершеннолетним и ответственность за причинение вреда ребёнку;

 - ответственность несовершеннолетних за совершение противоправных действий и др.

4.

. Цикл занятий «Особенности социальной работы с несовершеннолетними, состоящими на учёте в органиках профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

4

Раздел 1. Основы законодательства РФ в области социальной работы с несовершеннолетними:

- гарантированные государством социальные услуги для семьи и детей, утвержденные законодательными актами Российской Федерации, г. Козловка Чувашская Республика- деятельность учреждений, предоставляющих социальные услуги, формы и виды их работы,  порядок и условия предоставления социальных услуг.

 Раздел 2. Психологические особенности несовершеннолетних:

 - особенности развития и поведения несовершеннолетних;

 - особенности общения с несовершеннолетними;

- подростки «группы риска»: педагогически запущенные, социально запущенные, социально незащищенные;

 - девиантное и делинкветное поведение в подростковом возрасте.

Раздел 3.

Оказание социально-педагогической помощи несовершеннолетним:

 - беседы с несовершеннолетними;

 - мотивация несовершеннолетних на позитивного отношения к учебе;

- организация досуга несовершеннолетних (посещение кинотеатра, библиотеки, музея, спортивных мероприятий, акций и т. д.);

 - привлечение к выполнению общественно полезного труда

 Раздел 4. Оказание социально-медицинских услуг:

 - организация лечебно-оздоровительных мероприятий: сопровождение несовершеннолетних в медицинские учреждения (на прием к врачу, на процедуры и т. д.)

5.

Цикл занятий «Организация здорового образа жизни»

3

Раздел 1. Санитарно-просветительская работа:

 - вопросы соблюдения личной гигиены;

 - мотивация несовершеннолетних к посещению спортивно-оздоровительных секций (тренажерный зал, бассейн, парашютный спорт и т. д.).

 Раздел 2. Современные здоровьесберегающие технологии:

 Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые, коммуникативные игры. Коррекционные технологии: арттерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, технологии коррекции поведения.

Раздел 3. День подростка «Я выбираю жизнь»:

- здоровый образ жизни и культура поведения;

- коммуникативные способности подростков;

- предупреждение вредных привычек;

- профилактика девиантного и делинквентного поведения;

- административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

6.

Семинар «Творческая деятельность»

2

- Занятия творчеством как метод устранения психологической напряженности, повышения самооценки;

 - виды творчества;

 - развитие творческих способностей

Направление II. «Оказание помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим тяжёлые ограничения жизнедеятельности, персональными помощниками»

7.

Цикл занятий «Особенности социальной работы с пожилыми людьми» 

4

Раздел 1. Основы законодательства РФ в области социальной работы с пожилыми (семинар):

- гарантированные государством социальные услуги для граждан пожилого возраста, утвержденные законодательными актами Российской Федерации, Чувашской Республики;

- деятельность учреждений, предоставляющих социальные услуги, формы и виды их работы, порядок и условия предоставления социальных услуг.

Раздел 2. Психологические особенности людей пожилого возраста и инвалидов (практикум):

 - помощь пожилому человеку и инвалиду в осознании и изменении малоэффективных моделей поведения;

 - разрешение возникающих сложных жизненных ситуаций;

- взаимодействие с другими людьми и окружающим миром.

Раздел 3. Оказание социально-бытовой помощи на дому (практикум):

- беседы, совместные прогулки;

 - посещение лечебных учреждений, выставок, городских мероприятий;

 - факультеты «Университета третьего возраста»;

 - изучение функций мобильных телефонов, компьютера.

 Раздел 4. Оказание социально-медицинских услуг (практикум):

 - дыхательная и оздоровительная гимнастики;

 - здоровое питание (помощь в приготовлении здоровой пищи);

 - покупка медикаментов: как выбрать, как лечиться 

8.

Цикл занятий «Организация здорового образа жизни» 

3

Раздел 1. Санитарно-просветительская работа:

 - профилактика заболеваний, поддержание физического состояния, в соответствии с рекомендациями врачей;

- мотивация на лечебно-трудовую деятельность (прогулки, посещение факультетов «Университета третьего возраста», другие мероприятия, проводимые для граждан пожилого возраста).

Раздел 2. Технологии оздоровления пожилых людей: - здоровый образ жизни в пожилом возрасте;

 - факторы риска заболеваний (предупреждение остеопороза, атеросклероза, гепертонии и др.);

 -практические вопросы здорового питания в пожилом возрасте.

 Раздел 3. Помоги себе сам – здоровый образ жизни в пожилом возрасте:

 - профилактика заболеваний;

 - поддержание физического состояния;

- народные методики восстановления здоровья;

 - рецепты здорового питания; - оздоровительная гимнастика 

9.

Семинар «Творческая деятельность»

2

- Занятия творчеством как метод устранения психологической напряженности, повышения самооценки;

 - виды художественного творчества

10.

Практикум «Основы компьютерной грамотности для пожилых»

3

Основные и дополнительные устройства компьютера;

- знакомство с ОС Windows: определение, программы;

 - съемные носители, работа с ними;

 - графические редакторы, Paint. Создание презентаций;

 - текстовые редакторы, меню текстовых 30 редакторов, Word, меню Word;

 - знакомство с Интернет; браузеры Интернет, поиск информации;

 - электронная почта, создание электронного ящика в Yandex, Mail, Gmail;

- социальные сети; создание аккаунта в социальных сетях, чаты, программы Skypе, Агент;

 - работа с изображениями в средствах просмотра. Перенос изображений с камеры, фотоаппарата, телефона, сканирование файлов;

 - создание личного он-лайн кабинета (операции ввода, вывода денег, перечисления, оплаты коммунальных услуг и др.);

 - работа в личном кабинете пенсионного фонда РФ, лечебных учреждениях;

- электронное правительство. Госуслуги

 (личный кабинет)

 

Направление III. «Оказание помощи семьям, испытывающим трудности в воспитании детей»

11.

Семинар «Социально- правовая и законодательная основы социальной работы с семьёй и детьми»

 

2

Нормативно-правовая база социальной работы с семьей и детьми: - правовые основы защиты семьи и детства в законодательстве Российской Федерации, Чувашской Республики;

 - законодательство в области социальной работы с детьми-инвалидами; - основы законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - основы системного подхода в работе с семьей; - получение юридических и иных консультаций 

12.

Цикл занятий «Особенности социальной работы с семьёй и детьми»

4

Раздел 1. Основы законодательства РФ в области социальной работы с семьей и детьми:

- гарантированные государством социальные услуги для семьи и детей, утвержденные законодательными актами Российской Федерации, Чувашской Республики;

 - деятельность учреждений, предоставляющих социальные услуги, формы и виды их работы, порядок и условия предоставления социальных услуг.

Раздел 2. Работа с семьей по месту жительства:

 - семья: понятие, виды, функции;

 - семьи группы риска, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, неблагополучные семьи;

- морально-психологический климат в семье;

 - помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций.

Раздел 3. Психологические особенности семей с детьми различных категорий:

 - детско-родительские отношения;

 - создание в семье атмосферы взаимопонимания;

 - особенности переходного возраста;

 - особенности воспитания детей в неполных, многодетных семьях;

- воспитание детей неродными родителями;

 - дети с отклоняющимся поведением;

 - особенности работы с ребенком-инвалидом. Раздел 4. Оказание социально-психолого- педагогической помощи семье:

 - организация «группы взаимоподдержки»;

 - организация «родительских клубов»;

 - организация культурно-досуговой деятельности;

 - оказание помощи родителям;

- оказание помощи несовершеннолетним

13.

Цикл занятий «Потенциал семьи. Способы преодоления трудностей»

3

Раздел 1. Проведение санитарно- просветительной работы:

 - толерантность в семье;

 - трудности адаптации ребёнка к изменяющимся условиям;

 - развитие личностных качеств ребёнка;

 - меры профилактики неблагополучия семьи.

Раздел 2. Современные здоровьесберегающие технологии:

 - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

 - семейно-оздоровительные группы (работа на тренажерах, подвижные игры с детьми, ароматерапия, аутотренинг, кислородные коктейли, витаминизация);

 - создание гигиенических условий жизнедеятельности детей; соблюдение режима дня; здоровая психологическая обстановка в семье.

 Раздел 3. Развитие коммуникативных способностей подростков, как профилактика девиантного и делинквентного поведения:

 - налаживание и регулирование контактов в совместной деятельности;

 - формирование эстетического вкуса;

 - приобщение взрослых и детей к театрально- исполнительской деятельности;

 - взаимосвязь между различными видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.

14

Семинар «Творческая деятельность» 

2

- Совместные занятия творчеством несовершеннолетних и родителей, с целью устранения психологической напряженности, повышения самооценки;

 - развитие художественно-творческих способностей детей

15.

Практикум «Основы компьютерной грамотности для родителей несовершеннолетних»

3

- Устройство компьютера. Основные и дополнительные устройства компьютера;

 - знакомство с основными элементами компьютера, программами;

 - знакомство с Интернет, электронной почтой, социальными сетями;

 - электронное правительство. Госуслуги (личный кабинет);

 - настройка фильтра web-сайтов и параметров фильтрации содержимого с целью безопасного общения несовершеннолетних с интернетом;

 - установка запретов на использование несовершеннолетними отдельных программ, ограничение времени, проводимого ребенком за компьютером


Примерный план мероприятий по организации практики

 участников геронтоволонтёрского движения

 Волонтёры от «Молодости к Мудрости»

№ п/п

Наименование мероприятия

Содержание

Исполнители

1

2

3

4

1-я неделя

Апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов; приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с работниками учреждений системы социальных служб, а так же гражданами различных категорий – получателями услуг

1.

Установочный семинар

Обсуждение цели и задач практики, плана-задания, уточнение рационального распределения времени на выполнение задания, и оптимальной периодичности встреч, консультаций геронтоволонтёров с кураторами групп

Специалист по социальной работе, , психолог, кураторы, волонтёры,

2.

Разработка плана

 Определение мероприятий, обсуждение с куратором алгоритма проведения мероприятий, оформление плана

Кураторы, волонтёры,

3.

Знакомство с инфраструктурой микрорайона

Изучение специфики работы участкового уполномоченного полиции, налаживание контактов с представителями организаций и учреждений территории, населением микрорайона

Волонтёры, кураторы групп

4.

Встреча с представителями общественных организаций

 Определение областей сотрудничества, направлений взаимодействия

Волонтёры, кураторы групп

5.

Консультация с куратором по итогам недели

Обсуждение промежуточных результатов, проведённых мероприятий, определение задач на следующую неделю

Волонтёры, кураторы групп

2-я неделя

Развитие навыков самостоятельной деятельности при организации и проведении

профилактической работы

6.

Организация и проведение профилактической беседы на тему, актуальную для получателей услуг («Опасные привычки», «Ответственность за проступки», «Мы – за здоровый образ жизни», «Юридический ликбез», «Движение – залог долголетия!»)

Подготовка теоретического материала, определение места проведения, подготовка помещения, распространение информации,

выступление беседа со слушателями, анкетирование, подведение итогов

Волонтёры, кураторы групп 

7.

Работа с отдельными категориями граждан – получателями услуг 

Выявление отдельных категорий граждан – получателей услуг. Посещение, установление контакта. Закрепление за ними волонтеров, изучение и прояснение ситуации. Определение взаимодействия, составление плана мероприятий

Геронтолонтеры, кураторы групп из числа специалистов социального учреждения,

8.

Консультация с куратором по итогам недели

Обсуждение промежуточных результатов, проведённых мероприятий, определение задач на следующую неделю 

Волонтёры, кураторы групп

 

3-я неделя

Развитие навыков самостоятельной работы организации мероприятий

 

9.

Организация и проведение акции «Здоровый образ жизни – это модно!»

Разработка алгоритма проведения мероприятия, информирование жителей микрорайона, привлечение социальных партнёров, подготовка инвентаря, распространение социальной рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни и нетерпимость к асоциальному поведению

Волонтёры, кураторы групп,

10.

Работа с отдельными категориями граждан – получателями услуг

Изучение интересов получателей услуг. Посещение музеев, выставок, кинотеатра, городских мероприятий, тренажерного зала, бассейна. Способствование занятиям спортом (футбол, баскетбол, парашютный спорт, плавание и т. д.), развитию творческих способностей (дворовой клуб, молодежные центры) и лидерских качеств (привлечение к участию в волонтерском движении). Поддержание желания заниматься в кружках, секциях и студиях досуговых учреждений на постоянной основе

Геронтоволонтёры, кураторы групп из числа специалистов социального учреждения,

11.

. Консультация с куратором по итогам недели

недели Обсуждение промежуточных результатов, проведённых мероприятий, определение задач на следующую неделю

Волонтёры, кураторы групп

4-я неделя

Развитие умения анализировать и оценивать собственную профессиональную

деятельность и деятельность коллег

 

12.

Работа с отдельными категориями граждан – получателями услуг

Повторное посещение отдельных категорий граждан – получателей услуг (реализация плана работы с конкретным ребенком, семьей, пожилым человеком внесение корректив)

Геронтолонтеры, кураторы групп из числа специалистов социального учреждения

13.

Обобщение результатов практической деятельности участниками геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости»

Оформление отчетной документации установленной формы. Предоставление куратору группы отчётной документации

Участники геронтоволонтёрского движения Волонтёры от «Молодости к Мудрости»

Основные показатели для проведения мониторинга реализации Программы

 Волонтёры от «Молодости к Мудрости»

организация геронтоволонтерского движения в бюджетном учреждении «Козловский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерств а труда и социальной защиты населения Чувашской Республики

№ п/п

Показатель

Количество / Доля

1.

Количество специалистов УСО, привлечённых к реализации Программы 

 

2.

Количество граждан, изъявивших желание стать геронтоволонтёрами

 

3.

Количество получателей услуг, нуждающихся в помощниках (по направлениям)

 

4.

Количество субъектов, вовлечённых в организацию геронтоволонтёрского движения

 

5.

Количество информационных ресурсов, на которых размещены информационные материалы

 

6.

Количество проинформированных партнёрских организаций

 

7.

Количество распространенных информационных материалов (буклетов, листовок и др.)

 

8.

Количество заключённых соглашений (договоров) о сотрудничестве

 

9.

Количество методических материалов, разработанных самостоятельно /общее количество методических материалов, используемых в программе 

 

10.

Количество граждан пожилого возраста, прошедших курс теоретического обучения 

 

11.

Доля граждан пожилого возраста, пожелавших оказывать помощь отдельным категориям граждан – получателям услуг (количество по направлениям)

 

12.

Доля граждан пожилого возраста, вовлечённых в деятельность геронтоволонтёрского движения, от общего числа заявившихся пожилых людей 

 

13.

Наличие системы документации (документы, отчёты, фотоотчёты и др.)

 

14.

Доля получателей услуг, включённых в базу, нуждающихся в геронтоволонтёрах 

 

15.

Количество волонтёров, включённых в базу 

 

16.

. Количество граждан пожилого возраста, принявших участие в Программе 

 

17.

Количество волонтёров, оказывающих помощь отдельным категориям граждан – получателям услуг 

 

18.

Количество проведённых мероприятий в рамках Программы 

 

19.

Количество публикаций по тиражированию опыта

 

20.

Доля позитивных отзывов участников программы от общего числа отзывов

 

21.

. Доля удовлетворённых геронтоволонтёров участием в деятельности движения

 

22.

Доля удовлетворённых получателей услуг